Н. И.
Михайлова
Филейно-гипюрная
вышивка в фондах Порховского музея
1. Распространение
филейно-гипюрной ручной вышивки в г. Порхове
Вышивка была едва ли не самым развитым и распространенным видом
русского народного искусства, для нее не нужны были сложные приспособления, а
холст, нитки и игла были в каждом доме. В свободное от полевых работ время,
особенно в долгие зимние дни, крестьянки садились за пяльцы и расшивали
полотенца, скатерти, рубахи, передники, края простыней - подзоры.
В
Порховском районе издревле женщины занимались вышивкой. В фондах музея хранятся
костюмы, скатерти, подзоры, полотенца, накидки, салфетки, вышитые различными
узорами.
Искусство
вышивки в Порховском уезде развивалось преимущественно как искусство для себя,
для нужд своей семьи, но некоторые мастерицы выполняли работы на заказ.
С
развитием легкой промышленности ручная вышивка все более стала уступать
машинной.
В
довоенное время наряду с традиционной вышивкой в г.
Порхове была распространена Филейно-гипюрная ручная вышивка. Откуда пришло к
нам это мастерство? Попытаемся узнать. При просмотре
коллекции книг по вышивке Порховской музейной библиотеки, научной библиотеки
Псковского музея, Порховской районной и областной библиотек, выяснилось, что
литературы о вышивке очень мало, а об истории филейно-гипюрной ручной вышивки
сказано в книге Н.А. Тазовой “Ручное филейное плетение и Филейно-гипюрная
вышивка” лишь то, что ручное филейное плетение сеток и вышивание по ним известны
с глубокой старины. Техника плетения филейных сеток заимствована из
древних видов плетения рыболовных сетей. другой информации из истории найти не удается.
В
Порхове живут мастерицы, которые в годы своей молодости занимались
филейно-гипюрной ручной вышивкой. Например, в своих воспоминаниях Анна Васильевна
Быстрова, Вера Андреевна Андреева и Антонина Викторовна
Осипова указывают Марию Александровну Баранову - преподавателя математики
вечерней школы в послевоенное время. Этому искусству Мария Александровна научилась
еще в детстве, когда училась в женской гимназии г. Порхова.
В.А.
Андреева называет еще Анну Павловну Ведерникову - учительницу литературы
вечерней школы и Анну Николаевну Малафееву, которые давали свои работы
экспонировать на выставках в школах. Ученицей М.А. была и А.В. Осипова. Кроме
того, на ул. Зелёной жили две женщины (фамилии их неизвестны), которые плели и
вышивали на заказ в Ленинград филейно-гипюрные работы, главным образом шторы.
Филе выполняли суровыми льняными нитками, а вышивку наносили белыми нитками.
Перечисленные выше мастерицы учились у одного мастера, а вот В.А. Андреева
училась данному рукоделию самостоятельно.
Филе научилась плести у рыбаков. Вспоминает, что мелкие сети они (рыбаки) плели
для мелкой рыбы, помнит металлические челноки и деревянные пластиночки. А
вышивке научилась по книге.
А.В. Быстрова указывает, что М.А. Баранова имела книгу Н.А. Тазовой “Ручное филейное плетение и филейно-гипюрная ручная
вышивка” (1959 г.). Такая же книга имеется в настоящее время в Порховском доме
ремёсел. Музей владеет коллекцией филейно-гипюрной вышивки Анастасии Иосифовны Филипповой, в количестве 6 ед. хр.
Таким
образом, в г. Порхове в
послевоенное время занимались филейно-гипюрной ручной вышивкой 7 мастериц.
Безусловно, это неполные сведения, но и по этим данным можно говорить о том,
что данный вид вышивки был довольно широко развит в г.
Порхове.
II.
Современное развитие филейно-гипюрной ручной вышивки в
г. Порхове
Инициатором возрождения и развития филейно-гипюрной ручной вышивки
стала заведующая Порховским музеем - Васильева Лидия Тимофеевна, которая в
продолжение многих лет изучала ре несла Порховского края и выявила, что
филейно-гипюрная ручная вышивка была широко распространена в
г. Порхове.
Когда
был открыт дом ремёсел в Порховском музее 2 февраля 1998 г., то в нем, наряду с
преподаванием плетения из лозы, бересты, фриволите, стали преподавать
филейно-гипюрную ручную вышивку. Мастером является Кузьмина Ирина Владимировна,
которая освоила данный вид рукоделия в 1998 т. самостоятельно по книге Н.А.
Тазовой, а так же используя коллекцию филейно-гипюрных работ фондов Порховского
музея.
С 1999
г. Ирина Владимировна стала обучать филейно-гипюрной ручной вышивке. С января
по июнь 1999 т. домом ремесел Порховского музея - филиала Псковского
музея-заповедника - выпущено 5 мастериц
по данному виду ремесла с оценками “отлично”. Это Антонова Наталья Борисовна,
Калашникова Галина Васильевна, Константинова Жанна Александровна - выпуск от
27.01.1999 г., а также Вавкина Наталья Ивановна и
Иванова Лариса Валерьевна - выпуск от 1.06.1999 г. В программу обучения вошли:
1)
изготовление филейных изделий,
2)
изготовление гипюрных изделий.
дипломными
работами являлось изготовление салфеток.
III. Описание
коллекции филейно-гипюрной ручной вышивки фондов Порховского музея
В коллекцию филейно-гипюрной ручной вышивки фондов Порховского музея
входят 6 единиц хранения. Мастер: Анастасия Иосифовна
Филиппова, г. Порхов.
1) оф 12852. Салфетка филейно-гипюрной ручной вышивки.
Описание:
В центре салфетки расположен крупный узор на 59 клетках, со
стоящий из нескольких фрагментов: в центре цветочек из 4 лепестков, заключенный
в рамку, выполненный из квадратов в шахматном порядке в 2 клетки; вокруг рамки
растительный узор, состоящий из лепестков и дут. Весь этот крупный узор
отделен рамкой, состоящей из квадратов, расположенных в шахматном порядке в З
ряда. Края салфетки состоят из зубцов (по 9 с каждой стороны). Внутри зубца
мотив, состоящий из ромбовидной рамки, внутри которой расположен цветок в 4
лепестка. Весь узор выполнен швом “настил с обвивкой”. Размер всей салфетки 110
х 110 клеток.
2, 3) оф 12853 (1-2). Уголок на этажерку филейно-гипюрной ручной
вышивки.
Описание:
Уголок на этажерку с 2 сторон с ровными краями, по краю которых вышиты фигурам
“паучок”, 2 других края вышиты зубцами, которые заполнены мелкими ромашками из натянутых
ниток, окруженными 4-мя фигурка ми “паучок”; в центре уголка мотив из трех
цветочков из 8 лепестков “репеек” с веточками и листиками из натянутых ниток.
Остальная часть сетки заполнена воздушно-петельным швом. Размер 54 х 54 клетки.
4) оф 12854. Салфетка филейно-гипюрной ручной вышивки.
Описание:
Край салфетки выполнен в виде зубцов, заполненных узором “ромашка” из натянутых
ниток, в центре закрепленных, ромашка с 4 сторон окружена фигурами “паучок”. В
центре салфетки расположен растительный узор - “репеек” с веточкой, лепестки в
котором в шахматном порядке в сочетании с подковками. Центральный мотив
окаймлен ромашкой, состоящей из ромбиков из натянутых ниток. Фон внутри
внутренней рамки вышит швом “цепочка”. От внутренней рамки и до внешней рамки
свободный фон вышит швом цепочка по центральной части фона расположены ромашки.
Размер 76 х 76 клеток.
5) оф 12855. Накидка на подушки филейно-гипюрной ручной
вышивки.
Описание:
Узор составлен: в центре накидки квадрат, в середине которого расположен цветок
“репеек” (большие листики) на 2 клетках сетки с обвивкой одной клетки,
выполненный натянутыми нитками, и рельефные листики с одной прожилкой.
Оставшаяся часть лепестка заполнена полотняным швом. По углам квадрата
расположены веточки с листиками из натянутых ниток в шахматном порядке. Этот
квадрат окаймлен рамкой, состоящей из квадратов и прямоугольников, выполненных
“настилом с обвивкой” в горизонтальном направлении. Свободный фон квадрата
заполнен воздушно-петельным швом.
Края
накидки имеют по 8 рубцов с каждой стороны, внутри которых выполнены мотивы,
состоящие из рамок, вышитых штопальным швом. Внутри одной рамки “репеек”,
выполненный из натянутых ниток и рельефных листиков с одной прожилкой, внутри
другой рамки цветок с рельефными листиками с одной прожилкой. По краю накидки
идет чередование этих мотивов. По углам накидки расположен “репеек”, свободный
фон от внутренней рамки и до края салфетки выполнен швом “восьмерка”. Размер
110 х 110 клеток.
6) оф 12860. Покрывало филейно-гипюрной ручной вышивки.
Описание:
край скатерти выполнен в виде зубцов. Зубцы обведены 2 линиями клеток, заполнены
швом “настил с обвивкой” в вертикальном направлении. В зубцах вышиты цветы
полотняным швом и рельефные листики с одной прожилкой штопальным швом, в центре
цветка фигура “паучок”. Рамка в середине скатерти состоит из краевой цепочки из
двойных ромбиков, которая обведена линиями клеток, выполненных швом “настил с
обвивкой”. Ромбы соединены с рамкой столбиками, выполненными по типу рельефных
листиков штопальным швом. Внутри рамки вышиты по углам веточки штопальным швом
и фигура “паучок”. В центре сложный узор, состоящий из композиции цветов,
выполненных штопальным швом, и рельефные листики с одной прожилкой, “паучки”,
ромбики с паучками. Эта композиция заключена в фигурную рамку, выполненную в
виде прямоугольников швом “настил с обвивкой”, в углу рамки цветок, выполненный
полотняным швом с паучком в центре. Свободный фон вышит швом “восьмерка”, и по
свободному пространству от центра до края расположены цветы, вышитые полотняным
швом с рельефными листиками. Размер 211х171 клетку.