Н. И. Михайлова

 

Филейно-гипюрная вышивка в фондах Порховского музея

 

1. Распространение филейно-гипюрной ручной вышивки в г. Порхове

 

Вышивка была едва ли не самым развитым и распространенным видом русского народного искусства, для нее не нужны были сложные приспособления, а холст, нитки и игла были в каждом доме. В свободное от полевых работ время, особенно в долгие зимние дни, крестьянки садились за пяльцы и расшивали полотенца, скатерти, рубахи, передники, края простыней - подзоры.

В Порховском районе издревле женщины занимались вышивкой. В фондах музея хранятся костюмы, скатерти, подзоры, полотенца, накидки, салфетки, вышитые различными узорами.

Искусство вышивки в Порховском уезде развивалось преимущественно как искусство для себя, для нужд своей семьи, но некоторые мастерицы выполняли работы на заказ.

С развитием легкой промышленности ручная вышивка все более стала уступать машинной.

В довоенное время наряду с традиционной вышивкой в г. Порхове была распространена Филейно-гипюрная ручная вышивка. Откуда пришло к нам это мастерство? Попытаемся узнать. При просмотре коллекции книг по вышивке Порховской музейной библиотеки, научной библиотеки Псковского музея, Порховской районной и областной библиотек, выяснилось, что литературы о вышивке очень мало, а об истории филейно-гипюрной ручной вышивки сказано в книге Н.А. Тазовой “Ручное филейное плетение и Филейно-гипюрная вышивка” лишь то, что ручное филейное плетение сеток и вышивание по ним известны с глубокой старины. Техника плетения филейных сеток заимствована из древних видов плетения рыболовных сетей. другой информации из истории найти не удается.

В Порхове живут мастерицы, которые в годы своей молодости занимались филейно-гипюрной ручной вышивкой. Например, в своих воспоминаниях Анна Васильевна Быстрова, Вера Андреевна Андреева и Антонина Викторовна Осипова указывают Марию Александровну Баранову - преподавателя математики вечерней школы в послевоенное время. Этому искусству Мария Александровна научилась еще в детстве, когда училась в женской гимназии г. Порхова.

В.А. Андреева называет еще Анну Павловну Ведерникову - учительницу литературы вечерней школы и Анну Николаевну Малафееву, которые давали свои работы экспонировать на выставках в школах. Ученицей М.А. была и А.В. Осипова. Кроме того, на ул. Зелёной жили две женщины (фамилии их неизвестны), которые плели и вышивали на заказ в Ленинград филейно-гипюрные работы, главным образом шторы. Филе выполняли суровыми льняными нитками, а вышивку наносили белыми нитками. Перечисленные выше мастерицы учились у одного мастера, а вот В.А. Андреева училась  данному рукоделию самостоятельно. Филе научилась плести у рыбаков. Вспоминает, что мелкие сети они (рыбаки) плели для мелкой рыбы, помнит металлические челноки и деревянные пластиночки. А вышивке научилась по книге.

А.В. Быстрова указывает, что М.А. Баранова имела книгу Н.А. Тазовой “Ручное филейное плетение и филейно-гипюрная ручная вышивка” (1959 г.). Такая же книга имеется в настоящее время в Порховском доме ремёсел. Музей владеет коллекцией филейно-гипюрной вышивки Анастасии Иосифовны Филипповой, в количестве 6 ед. хр.

Таким образом, в г. Порхове в послевоенное время занимались филейно-гипюрной ручной вышивкой 7 мастериц. Безусловно, это неполные сведения, но и по этим данным можно говорить о том, что данный вид вышивки был довольно широко развит в г. Порхове.

 

II. Современное развитие филейно-гипюрной ручной вышивки в г. Порхове

 

Инициатором возрождения и развития филейно-гипюрной ручной вышивки стала заведующая Порховским музеем - Васильева Лидия Тимофеевна, которая в продолжение многих лет изучала ре несла Порховского края и выявила, что филейно-гипюрная ручная вышивка была широко распространена в г. Порхове.

Когда был открыт дом ремёсел в Порховском музее 2 февраля 1998 г., то в нем, наряду с преподаванием плетения из лозы, бересты, фриволите, стали преподавать филейно-гипюрную ручную вышивку. Мастером является Кузьмина Ирина Владимировна, которая освоила данный вид рукоделия в 1998 т. самостоятельно по книге Н.А. Тазовой, а так же используя коллекцию филейно-гипюрных работ фондов Порховского музея.

С 1999 г. Ирина Владимировна стала обучать филейно-гипюрной ручной вышивке. С января по июнь 1999 т. домом ремесел Порховского музея - филиала Псковского музея-заповедника -  выпущено 5 мастериц по данному виду ремесла с оценками “отлично”. Это Антонова Наталья Борисовна, Калашникова Галина Васильевна, Константинова Жанна Александровна - выпуск от 27.01.1999 г., а также Вавкина Наталья Ивановна и Иванова Лариса Валерьевна - выпуск от 1.06.1999 г. В программу обучения вошли:

1) изготовление филейных изделий,

2) изготовление гипюрных изделий.

дипломными работами являлось изготовление салфеток.

 

III. Описание коллекции филейно-гипюрной ручной вышивки фондов Порховского музея

 

В коллекцию филейно-гипюрной ручной вышивки фондов Порховского музея входят 6 единиц хранения. Мастер: Анастасия Иосифовна Филиппова, г. Порхов.

1) оф 12852. Салфетка филейно-гипюрной ручной вышивки.

Описание: В центре салфетки расположен крупный узор на 59 клетках, со стоящий из нескольких фрагментов: в центре цветочек из 4 лепестков, заключенный в рамку, выполненный из квадратов в шахматном порядке в 2 клетки; вокруг рамки растительный узор, состоящий из лепестков и дут. Весь этот крупный узор отделен рамкой, состоящей из квадратов, расположенных в шахматном порядке в З ряда. Края салфетки состоят из зубцов (по 9 с каждой стороны). Внутри зубца мотив, состоящий из ромбовидной рамки, внутри которой расположен цветок в 4 лепестка. Весь узор выполнен швом “настил с обвивкой”. Размер всей салфетки 110 х 110 клеток.

2, 3) оф 12853 (1-2). Уголок на этажерку филейно-гипюрной ручной вышивки.

Описание: Уголок на этажерку с 2 сторон с ровными краями, по краю которых вышиты фигурам “паучок”, 2 других края вышиты зубцами, которые заполнены мелкими ромашками из натянутых ниток, окруженными 4-мя фигурка ми “паучок”; в центре уголка мотив из трех цветочков из 8 лепестков “репеек” с веточками и листиками из натянутых ниток. Остальная часть сетки заполнена воздушно-петельным швом. Размер 54 х 54 клетки.

4) оф 12854. Салфетка филейно-гипюрной ручной вышивки.

Описание: Край салфетки выполнен в виде зубцов, заполненных узором “ромашка” из натянутых ниток, в центре закрепленных, ромашка с 4 сторон окружена фигурами “паучок”. В центре салфетки расположен растительный узор - “репеек” с веточкой, лепестки в котором в шахматном порядке в сочетании с подковками. Центральный мотив окаймлен ромашкой, состоящей из ромбиков из натянутых ниток. Фон внутри внутренней рамки вышит швом “цепочка”. От внутренней рамки и до внешней рамки свободный фон вышит швом цепочка по центральной части фона расположены ромашки. Размер 76 х 76 клеток.

5) оф 12855. Накидка на подушки филейно-гипюрной ручной вышивки.

Описание: Узор составлен: в центре накидки квадрат, в середине которого расположен цветок “репеек” (большие листики) на 2 клетках сетки с обвивкой одной клетки, выполненный натянутыми нитками, и рельефные листики с одной прожилкой. Оставшаяся часть лепестка заполнена полотняным швом. По углам квадрата расположены веточки с листиками из натянутых ниток в шахматном порядке. Этот квадрат окаймлен рамкой, состоящей из квадратов и прямоугольников, выполненных “настилом с обвивкой” в горизонтальном направлении. Свободный фон квадрата заполнен воздушно-петельным швом.

Края накидки имеют по 8 рубцов с каждой стороны, внутри которых выполнены мотивы, состоящие из рамок, вышитых штопальным швом. Внутри одной рамки “репеек”, выполненный из натянутых ниток и рельефных листиков с одной прожилкой, внутри другой рамки цветок с рельефными листиками с одной прожилкой. По краю накидки идет чередование этих мотивов. По углам накидки расположен “репеек”, свободный фон от внутренней рамки и до края салфетки выполнен швом “восьмерка”. Размер 110 х 110 клеток.

6) оф 12860. Покрывало филейно-гипюрной ручной вышивки.

Описание: край скатерти выполнен в виде зубцов. Зубцы обведены 2 линиями клеток, заполнены швом “настил с обвивкой” в вертикальном направлении. В зубцах вышиты цветы полотняным швом и рельефные листики с одной прожилкой штопальным швом, в центре цветка фигура “паучок”. Рамка в середине скатерти состоит из краевой цепочки из двойных ромбиков, которая обведена линиями клеток, выполненных швом “настил с обвивкой”. Ромбы соединены с рамкой столбиками, выполненными по типу рельефных листиков штопальным швом. Внутри рамки вышиты по углам веточки штопальным швом и фигура “паучок”. В центре сложный узор, состоящий из композиции цветов, выполненных штопальным швом, и рельефные листики с одной прожилкой, “паучки”, ромбики с паучками. Эта композиция заключена в фигурную рамку, выполненную в виде прямоугольников швом “настил с обвивкой”, в углу рамки цветок, выполненный полотняным швом с паучком в центре. Свободный фон вышит швом “восьмерка”, и по свободному пространству от центра до края расположены цветы, вышитые полотняным швом с рельефными листиками. Размер 211х171 клетку.

 

003.ru предлагает купить память ddr3 samsung
Сайт создан в системе uCoz