О.А. Кудрявцева
Из истории Порховского
музея (1918-1941 гг.)
Формирование музейного фонда и создание музея в
Порхове тесно связано с деятельностью Петроградского отдела музеев и охраны
памятников искусства и старины.
Летом 1917 г. по распоряжению Временного правительства
была создана художественно комиссия, главной задачей которой являлся прием и
охрана имущества бывшего дворцового управления. А в январе 1918 г. она
расширила свою деятельность и постановила взять под охрану произведения искусства
и старины, находящиеся в помещениях правительственных учреждений.1
Тогда же был составлен список усадеб, которые
необходимо взять под охрану. Среди них значилось Волышово Старорусского уезда,
графа С.А. Строганова, того же, что дом на Невском. Дом
перестроен вновь по прежнему плану. Есть портреты, мебель.2
А в марте 1918 г художественно-историческая комиссия
реорганизовывается в Петроградскую коллегию по делам музеев и охране памятников
искусства и старины при Наркомпросе. Она стала
курировать работу Псковской, Новгородской, Череповецкой, Олонецкой и
Северо-двинской губерний.3
В 1918 г. эта работа только
налаживалась, 8 декабря 1918 г. на основании постановления Комиссариата
Народного Просвещения при Псковском губернском Отделе Народного образования был
создан подотдел по организации и охране памятников старины и искусства Псковской
области, в который вошли бывшие члены ПАО:
Н. Ф. Окулич- Казарин, Г. М. Казаков,
А. С. Хвоинский, Н.М. Александров, Н.Ф. Роот, А.И. Таран, С.Н. Антонов и др. В задачи подотдела
входила регистрация и принятие на учет всего исторического и художественного достояния
в Псковской губернии, кому бы оно ни принадлежало, и контроль над ними в
порядке применения всех мер охраны памятников старины, произведений искусства, архивных и книжных богатств”4
Уже в конце 1918 - начале 1919 гг. сотрудники
псковского подотдела охраны брали на учет, выдавали охранные свидетельства, обследовали
и вывозили в Псков наиболее ценные вещи из имений Псковского уезда. Такая же
работа стала разворачиваться и в Порховском до создания
порховского отдела охраны памятников старины искусства ее выполняли
сотрудники внешкольного подотдела Порховского отдела народного образования,
который возглавлял
В.И. Кронберг. В январе 1919
г. на заседании Порховского отдела народного образования решались вопросы:
1) о национализации имения “Холомки” князей Гагариных (6
января), открытие в нем Народного дома и присвоение ему имени ВИ. Ленина (9
января); 5
2) о передаче библиотеки, картин, старинной мебели из имения
“Бельское Устье”;
3) о вывозе всех предметов, имеющих художественное
значение из имения “Волышово” (19 января);
4) о национализации помещений в имении “Горки” для
Народного Театра и устройстве в имении детской площадки (23 января). 6
для оказания помощи в спасении имений и усадеб от
разграбления, а также в создании местных органов управления музейным делом и
охраной памятников из Петроградского отдела музеев и
охраны памятников были направлены в Псковскую губернию
эмиссары: в Псков - Е.М. Тихвинский, а в Порхов - К.Н. Качалов.
Если только налаживающаяся связь Петрограда с Псковом
была прервана интервенцией, (Псков был захвачен бандами Булак-Булаховича),
то Порхов избежал печальной участи губернского города. Именно здесь раньше, чем
в других уездах Псковской губернии, была проведена работа Петроградским отделом
музеев и охраны памятников искусства и старины по обследованию дворянских
имений и вывозу отсюда ценностей.
23 января 1919 г. на заседании Порховского уездного
отдела народного образования принимается решение об организации в Порхове
подотдела по охране памятников искусства и старины. Первым заведующим
назначается Качалов К.Н. 7, до этого он являлся зав. центральной
библиотекой Порховского уезда.
Весьма возможно, что при его участии в 1918 г. из разгромленного
имения “Полоное”, принадлежавшего Дондуковым-Корсаковым, в Порхов были вывезены
оставшиеся вещи8. А в январе 1919 г. К.Н. Качалов едет в Волышово,
обследует его, и в феврале из него и из “Княжих Горок” в Порхов вывозятся
мебель, художественные предметы, около 5000 книг, картины, ковры и т.д. “как
материал для организации музея 9”. для систематизации всего этого материала будущего музея на
работу была взята Мордвинова А., но она командируется
в Петроград в институт по внешнему образованию. В сентябре 1919 г. Мордвинова А. значится как директор порховского музея10.
А в апреле в помощь к Качалову КН. был направлен сотрудник Петроградского
отдела охраны В.И. Нилендер. Вместе они обследуют “Горамулино”, “Нестрино”, “Красный
бор”11.
В конце апреля в Порхове в течение трех дней (21, 22,
23) работала выставка, на которой экспонировались вещи, вывезенные из имений
уезда. Среди них значился фарфор: мейсенский, севрский,
берлинский, венский, английский (Веджвуд), голландский (дельфт),
японский, китайский, русский (императорский фарфоровый завод, заводы Корнилова,
Гарднера), акварели и миниатюры Соколова, Крендовского, Гау, английская
гравюра, староголландское полотно, литографии,
французский гобелен ХVII в., копия мадонны Рафаэля и т.д12.
Часть экспонатов этой выставки была отправлена в
Псков. В сентябре 1919 г. представители из Порхова выехали в губернский город
для выяснения их судьбы13, но нам так и неизвестно, были ли они
возвращены.
В первой половине 1919 г. сотрудники Петроградского
отдела охраны памятников искусства и старины обследовали 10 имений
Порховского уезда: Полоное, Волышово, Устье-Бельское, Княжьи Горки, Горомулино,
Подлипъе, Дубровно, Быстрое,
имения Выкшинских и Бухариных, 8 церквей14.
для проведения этих мероприятий центр выделил 30 000 рублей15.
В мае вывоз вещей из имений прекратился, но работа
сотрудников отдела охраны продолжалась. По присланным специальным образцам в
июне составлялись описи Порховского музейного фонда (за исключением живописи и
графики), обследованы и обмерены церковь в Устье-Бельском, а также Богородичная
и Спасская церкви в Порхове16.
Лето 1919 г. было тяжелым для Псковской губернии.
Псков оккупировали банды Булак-Булаховича (25 мая -
25 августа). В июле и августе в Порхове проходила эвакуация учреждений. Часть
порховского музейного фонда была вывезена в Великие
Луки17. В результате транспортировки некоторые картины пострадали.
В сентябре порховский отдел охраны памятников
возобновил свою работу. Сотрудники Петроградского отдела Качалов К.Н., Нилендер В.И., Павлова Н.Г., порховчанин Н.П. Зацкий во второй половине 1919 г. обследовали 8 имений
порховского уезда:
Ольгино, Жирное, Верхнее, Щепки, Нижнее Дубровно,
Среднее Дубровно, имения Белавенских, Ададуровых и 4 церкви18. Их доклады были
направлены в Петроград.
А Петроградский отдел музеев и охраны памятников
уделял Порхову пристальное внимание, так как считал порховский уезд выдающимся
по количеству в нем памятников старины и искусства19.
И не случайно, что только за 4 месяца (с сентября по
декабрь) сотрудники порховского отдела 6 раз отчитывались в Петрограде о своей работе20.
Так, 15 октября Павлова Н.Г. делает
сообщение о положении порховского книжного фонда, в котором значительное количество
редких старинный книг”, 19 ноября выступает с докладом (вх. З 3483) о работе по описи и охране
архива и библиотеки бывших Строгановых и о выставке в Порхове в дни сов. праздников старопечатных, рукописных
книг и старинных худ. изданий...”, а 29 ноября из Петрограда в Порхов
командируют двух сотрудников (Н.Г. Бараша и Н.Н. Шальгина), поручив “организовать, при возможности,
перевозку в Петроград находящейся в Порхове части библиотеки и архива
Строгановых и произвести экспертизу собрания Порховского музейного фонда”21.
Работа петроградских и порховских сотрудников отдела
охраны памятников позволила 8 ноября 1919 г. открыть в доме Зацкого
музей (постоянно действующую выставку). Ему было присвоено название
“Пролетарский музей имени Октябрьской Революции”22. Работал он по
субботам и воскресеньям от 1 до З часов. Первоначально размещался в 2 комнатах
дома Зацкого, а в декабре было решено экспозицию
расширить.
11 декабря 1919 г. директором этого музея назначается Кронберг В.И. Постановление о его назначении было отослано
в Петроград в музейный отдел23.
С начала 1920 г. Петроградский отдел музеев и охраны
памятников расширяет свое влияние на всю Псковскую губернию. Уполномоченным по
Псковской губернии от Петрограда становится
Е.М. Тихвинский24, и сотрудники порховского
отдела стали подчиняться ему. 0т обследования порховского уезда сотрудники Петроградского
отдела охраны памятников переходят к изучению Островского, Новоржевского,
Опочецкого, Великолукского уездов.
В январе 1920 г. Е.М. Тихвинский, К.Н. Качалов, В.И. Кронберг разработали проект организации Порховского
уездного музея25, в котором определялись 2 основные задачи. “С одной
стороны, он должен возможно полно отражать жизнь уезда
в разнообразнейших ее проявлениях и способствовать всестороннему изучению его;
с другой стороны, музей должен по мере возможности приобщать местное население
к мировой культуре и расширять его кругозор”.
Все собрание музея предполагалось разделить на З
группы:
1) коллекции постоянно выставленные; 2) коллекции,
составляющие фонд музея, хранящиеся в запасниках и иногда выставляемые частично,
согласно программе периодических выставок;
З) коллекции, выставляемые под открытым небом.
к 1 группе должны были быть отнесены отделы:
исторический, этнографический, кустарный, промысловый, сельскохозяйственный и
т.д.
Ко 2 группе - коллекции не связанные своим
происхождением с Порховским уездом: картины, скульптура, мебель, фарфор, бронза
и т.д.
Третья группа - флора и фауна.
для этой цели предполагалось занять городской Кремль.
Его стены и башни интересны сами по себе, а также они могли охранять насаждения
и собранные вещи.
Помещения музея предполагалось расширить. Они должны
были занимать весь 2 этаж дома Зацкого. В этой программе
определялись задачи близлежащей работы: разбить ботанический сад в Кремле,
заняться сбором естественно-исторических и
геологических коллекций, собирать этнографический и исторический материал, а
также материал, связанный с революцией.
В начале 1920 гг. Порховский музей значился как
историко-художественный. Поэтому не случайно, что когда в
мае-июне 1920 г. н Пскове работала выставка из “дома
Искусств26”, на которой были представлены произведения художников
всех новейших на правлений, из Порхова были направлены Кронберг
В.И. и Хрисанфов А.С., им выдали 100 000 руб. на
покупку картин27. Тогда были приобретены работы М.Шагала,
Эссен, Б.Григорьёва.
В связи с тяжелым положением в стране в 1922 г. идет
сокращение штатов музеев. Сотрудников Петроградского отдела охраны памятников в
Порхове уже нет. В это время в порховском музее работают только Ерова В. и Мордвинова А28.
А в докладе о результатах обследования Гу6ОНО за 1923-1924 гг. о музеях Псковской
губернии пишется следующее: музеи на средства местного бюджета и положение уездных музеев незавидное, т.к. отпускается зарплата
только заведующему29.
В сентябре 1923 г. Президиум ВЦИК принимает постановление
о концентрации музейного имущества30. Было проведено обследование Псковского губмузея и сделаны
выводы, касающиеся Порхова:
“1. в)... Желательны сокращения: “Порховского
музея, Новоржевского, Островского фондов путем
слияния их с Псковским Губмузеем и распределения
дуплетов, в них Находящихся, между другими музеями губернии, так как собранный
в них материал слу чайный, не связан с местной культурой
и за последнее пятилетие доказал нежизнеспособность, кроме того Островский фонд
и Порховский музей находятся в 2 часовой езде от Пскова.
2. а) из помещичьих усадеб в музей превращен лишь
Пушкинский уголок;
б) в Порховском уезде имение “Холомки” Гагариной, в
котором под охраной владелицы имеются худ. предметы, опись которых в Порховском музее
Несмотря на такое заключение, Порховский музей не был
закрыт, но часть фонда в 1925 г. была передана в Псковский музей (58 картин
русских и иностранных художников) 31.
В мае 1925 г. над новой экспозицией в Порхове работал
И.Н. Ларионов32, и в конце 1920 гг. в порховском музее существовало
4 отдела: художественный, естественный, историко-бытовой
и библиотечный33.
После образования Ленинградского округа в 1927 г. из 6
уездных музеев, находящихся в ведении Пскова, остался один - в Порхове -
краеведческий с художественно-бытовым отделом34.
Сведения о порховском музее конца 1920-х -1930 -х гг. скудны и противоречивы.
Известно, что в 1927г. местное общество краеведения приступило к созданию в
музее специального отдела “Местный край”, но этот проект, вероятно, так и не
был осуществлен35. В 1941 г. отмечалось, что “в порховском музее
фактически только набор экспонатов, между собой не связанных. Половину площади
Музея занимает показ мебели и личных вещей графа Строганова36.
В годы войны то, что находилось в Порховском музее, не
было эвакуировано и оказалось утраченным. Из тех порховских произведений,
которые хранились в Пскове, эвакуированы были толь ко 14 работ, остальные немцы
вывезли в Германию. В 1948 г. в них вернулось только 10-11, а ведь до войны,
предположительно, было более 60.
К сожалению, история порховского музея 1930 - 40 гг.
еще недостаточно изучена и ждет своего исследователя.
Примечания:
1. Государственная политика в области
музейного дела. М., 1991. С. 100.
2. ГАЛИ (СП6.),
ф. 36, оп. 1, д. 1, 1918 г., л. 146.
3.Государственная политика в области
музейного дела. м., 1991. С.
109
4.ЦГА (СПб) ф. 2555, оп. 1, д. 1368,
1918-1919 гг., лл. 7, 11.
5.Национализированное и принадлежавшее
Наркомпросу имение “Холомки” было в 1921 г. по распоряжению Наркома по
просвещению А.В. Луначарского передано дому Искусств для
устройства художественной коммуны. В течение 2 лет это имение являлось местом
отдыха и летних работ многих художников, В начале 1923 г., в виду ликвидации
Дома Искусств, по ходатайству Института Истории Искусств, это имение было
закреплено А.В. Луначарским за Институтом, пользовавшимся имением в качестве
летней колонии для научных и технических сотрудников. В декабре 1923 г. в
имение был пере веден санаторий для туберкулезных больных (ЦГА (СП6.), ф. 2555, оп. 1. д. 730, 1924 г., лл.
18-20).
6.ГАПО, ф. 608, оп 1, д. 206, 1919 г.,
л. 12-13.
7.Качалов
Константин Николаевич род. в 1893 г. в Череповец губ., закончил юридический
факультет Петербургского университета; в 1914-18 гг. служил в окружном суде
Петрограда, в 1916 т. - сотрудник Петроградского музея; 1918-1921 - сотрудник
Петроградского отдела охраны памятников искусства и старины и одновременно заведующий
Порховским отделом памятников искусства и старины; 1920-22 гг. - зав. драмстудией в Дно; 1921-22 гг. - зав. Порховстатбюро; 1922-23 гг. - зав. секцией Псковского губстатбюро; 1922-25 гг. - преподаватель и заведующий
Псковского драмтехникума с 1923 г. - зав. худлодотделом Псковского губполитпросвета
(ГАПО, ф. 608, оп 1, д. 177, 1919 г., л. 39; ф. 590, оп. 2, д. 122, 1924 г., л.
393).
8.ГАПО, ф. 608, оп. 1, д. 177, 1919 г.,
л. 39.
9.ф. 608, оп. 1, д. 201, 1919 г., . 30,
55.
10. ф. 608. оп. 1, д. 206, 1919 г., лл. 152, 3.
11.Мордвинова А. - порховская
дворянка, владелица имения Никольское, в 1927 г.
значится как Мордвинова-Черниховская
(ГАПО, ф. 324. оп. 1, д. 119, 1927-1929).
12. ГАПО, ф. 608, оп. 1, д. 201, 1919
г., л. 171.
13.Указ. соч., л. 17.
14. ГАПО, ф. 608, оп. 1, д. 206, 1919
г., л. 12.
15.ГАЛИ (СП6.),
ф. 36, оп. 1, д. 397, 1919 г., л. 27.
16. ГАПО, ф. 608, оп. 1, д. 206, 1919
г., л. 155.
17. Указ. соч., л. 192.
18.ГАПО, ф. 608, оп. 1, д. 177, 1919 г.,
л. 39.
19.ГАЛИ (СП6.),
ф. 36, оп. 1, д. 397, 1919 г., л. 27.
20. ГАЛИ (СП6.),
ф. 36, оп. 1, д. 55, 1919 г., л. 16.
21.Указ. соч. л.232
22. ГАЛИ (СП6.),
ф. 36, оп. 1, д. 55, л. 20.
23.ГАПО, ф. 608, оп. 1, д. 117, 1919 г.,
л. 39.
24.соч., л. 232.
25.Тихвинский Е.М. (1893-1942). с 1918 г. - сотрудник
Петроградского отдела музеев и охраны памятников искусства и старины; в 1920 г.
- уполномоченный по Псковской губернии, возглавлял подотдел искусств и
псковскую секцию охраны памятников; в 1920 г. - зав. псковским историко-архитектурным
музеем, в 1923 г. - зав. Псковским губ. музеем, создавал Псковский музей
живописи и Музей Революции.
26.ГАПО, ф. 608, оп. 1, д. 318, 1920 т.,
л. 20.
27. Каталог. Выставка картин русских
художников. Весна 1920. Псков.
28. ф. 608, оп. 1, д. 318, 1920 г., л.
88.
29.ГАПО, ф. 492, оп. 1, д. 115, 1922 г.,
л. 440.
30. ф. 310, оп. 1, д. 4, 1923 г., л. 75.
31. ф. 590, оп. 1, д. 1511, 1924 г., л.
222.
32. Псковский набат. 1925. 20 мая.
№ 113.
33. Псковский набат. 1925. 21 мая. №
114.
34.Известия Центрального Бюро
краеведения. 1927. январь. № 1. с. 15.
35.ЦГА (СП ф.
2556, оп. 7, д. 147, 1930 г., л. 11.
36.ПГОИАХМЗ, отдел редких и рукописных
книг, ф. музея.