ИСТОРИЯ
Благовещения Пресвятой Богородицы Никандровская пустынь



Никандрова Благовещенская пустынь была основана преп. Никандром (в миру Никоном). Никон родился 24 июля 1507 года в семье крестьян в селе Виделебье на Псковщине. В 17 лет он поступил в услужение к торговому человеку Филиппу во Пскове. Никон обучился грамоте и через несколько лет удалился в пустыню на реке Демьянке (между Псковом и Порховым). Спустя некоторое он поступил послушником в Крыпецкий монастырь. Никон был пострижен в монашество с именем Накандр. Вскоре преп. Никандр ушел из монастыря и снова поселился в своей пустыни, но вскоре снова вернулся в Крыпецы и был назначен келарем. Стремление к безмолвию и отшельнической жизни вновь заставило преп. Никандра покинуть монастырь. Он поселился на одном из островов близ монастыря, где и устроил себе хижину. Слава отшельника привлекала к нему посетителей. Игумен и братия Крыпецкого монастыря, потребовала, чтобы он удалился с этого места, и снова отправился в свою пустынь. В 1574 году преп. Никандр принял схиму в Рождественском монастыре (находился при впадении ремьянки в р.Шелонь). Преп. Никандр умер 24 сентября 1581 года. Диакон Петр устроил над могилой преп. Никандра церковь, положив тем самым начало обители.

В 1585 году на место подвига преп. Никандра пришел один мирянин, принявший монашеский постриг с именем Исаий. При игумене Исайе был построен храм во имя Благовещения Богородицы при гробе преп. Никандра.

В 1652 году по благословению Никона, Митрополита Новгородского (впоследствии – Патриарха), иждивением дворянина Иакова Матвеевича Муравьева «близ двора его» была построена деревянная церковь во имя преподобного Никандра. В середине XVII века в монастыре были построены деревянные церкви во имя Святой Троицы и преп. Александра Свирского.

В 1665 году обитель был разграблена поляками, а в лето (7081год) 1673 год марта 30 дня был пожар в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы где лежали мощи Преподобного Никандра от чего монастырь сей сгорел, и в нем бывшие три церкви деревянные:

1) Живоначальной Троицы,  2) Преподобных Александра Свирского , 3)Никандра пустынножителя со всей монастырской казной, иконами и книгами.

 

Соборная церковь Благовещения построена после пожара 1675 г., стоит посреди монастыря, Архимандрит Самуил в 1805 г сделал пристройки к старой церкви, в которой с правой, южной, стороны помещается предел во имя преподобного Никандра, а с левой, Апостолов Петра и Павла.

  Над папертью во втором этаже была устроена церковная ризница. Построены же остальные храмы заново уже после пожара, или лучше после 1687 г.

Можно сказать что возрождение обители началось при Государе Алексее Михайловиче.

При строительстве нового собора во имя Благовещения Богородицы были обретены мощи преп. Никандра. 29 июня 1678 года мощи преп. Никандра были освидетельствованы, найдены нетленными и положены в новой раке в церковную стену вновь построенного собора. С этого времени обитель стала называться Никандрова Благовещенская пустынь.

До духовных штатов, в XVIII веке, обитель имела 319 душ крестьян. По духовным штатам обитель оставлена без оклада заштатной.

В 1800 году Никандрова пустынь была произведена в 3-й класс. Кроме этого Павел Петрович пожаловал обитель Полистарией с крестами Ордена святого Иоанна Иерусалимского. 10 ноября 1800 года пустынь была причислена в ведение капитула Ордена святого Иоанна Иерусалимского. По смерти Государя Павла Петровича чин Великого Магистра этого Ордена в России был упразднен. 7 августа 1808 года Никандрова пустынь была возвращена под ведение Епархиального архиерея.

В начале XIX века вокруг Благовещенского собора был заложен фундамент нового собора (по исследованиям О.Константинова новый собор по своим формам на 50 лет предвосхищал храм Христа Спасителя; он должен был быть пятиглавым и с шестью приделами, высота до креста – 47 метров). Осуществить эту постройку предположительной стоимость в 300.000 рублей не удалось.

В 1805 г, в  трапезе монастырской церкви св. Геннадия, Патриарха Константинопольского, были погребены останки пустынника  местночтимого Св. иеросхимонаха Мардария жившего и умершего в 1750 г.

, постриженика Череменецкого монастыря, жившего и скончавшегося ок. 1750 года в лесном бору Порховского уезда между деревнями Гористы и Кочериц в Ручьевом погосте.

Монастырь имеет площадь шестиугольную в окружности 233 сажени. Предполагалось устроить ограду по всей окружности, но эта мысль не исполнилась.

  Постройки в монастыре находились следующем порядке: Среди двора стоит главный храм Благовещения Богородицы, построенный в 70-е годы XVII века, украшенный пятью главами, на которых сияют золотые звезды. Весь храм освещается сверху через купол.

 

 С западной стороны монастыря, над Святыми воротами, находилась каменная колокольня имевшая прежде боевые часы (построена в 1785 г. строителем Сосилатром), в верхней части висят колокола, из которых древнейший вылит в 1676 г.

 

Во втором этаже (ближайшем над воротами) была прежде церковь во имя Апостолов Петра и Павла, а затем помещалась библиотека.

 

 На право от Святых ворот двухэтажный дом с настоятельскими кельями вверху, общей кухней и кладовыми внизу.  В монастырском дворе находилась искусственная насыпь, усаженная фруктовыми деревьями, кустарниками и цветами.

 

 Затем по северной, северо-восточной, восточной сторонам устроены: двухэтажный каменный корпус с братскими кельями и трапезою, другой такой же корпус для братии и третий в котором помещается Троицкая церковь.

 

 Эти три корпуса отделенные небольшим пространством, имеют равную длину и совершенно сходны по фасадам.

 

За монастырской оградой, по правой стороне большой дороги к Порхову, располагалась двухэтажная гостиница для богомольцев в 10 сажень длинной, в ней до 25 номеров здание было обито тесом и окрашено. Близ него – Ярмарочный гостиный двор, в котором находилась 161 купеческая деревянная лавка. Многолюдные ярмарки у стен монастыря проходили 29 июня (в день обретения мощей преп. Никандра) и 24 сентября (в день преставления преп. Никандра).  Ярмарки имели огромное экономическое значение, так, например в 1851 году в ярмарку 29 июня сумма привоза товаров равнялась 5.000 рублей серебром, а сумма продаж 3.900 рублей,  а ярмарка 20 -27 сентября   того же года 224.480 рублей серебром,  а сумма продаж 79.719 рублей.

  На одной линии с ярмаркой устроено деревянное здание, в котором во время ярмарки помещался трактир. На левой стороне в соседстве с бывшими больничными кельями находился каменный одноэтажный корпус для помещения богомольцев и монастырских работников. Вне монастырской ограды рядом с монастырским домом находилась овальная церковь во имя св. Геннадия (патриарха Константинопольского). Против восточной части соборной церкви в каменном доме гостиных келий для приезжих

( за ветхостью употребляемых только в ярмарки) помещалась небольшая, устроенная для приезжих церковь во имя Свроицы  не имеющая ничего замечательного

Ограда большей частью состояла из братских келий с 4 башнями по углам.

В версте к западу от монастыря находилась деревянная церковь во имя преп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. На реке Любовец, в 7 верстах от монастыря, находилась монастырская мельница с монастырским и скотным двором.

Обитель представала  взору уже тогда, когда приближаешься к самой  заставе ее. Это застава с пестрой будкой, устроена была подобно городских застав, собственно для ярмарки, когда прибывала сюда местная полиция и утраивала караул.

В начале XX века Благовещенская Никандрова пустынь была одним из самых богатых псковских монастырей. В пустыни было 32 монаха, 30 послушников, земельные владения составляли 6783 десятины.

В 1923 году в Никандровой пустыни было 34 монаха (14 человек 37-50 лет, 12 человек – 50-60 лет, 8 человек – 60-75 лет). После революции монахи монастыря предлагали создать на базе Никандровой пустыни «трудовую коммуну». Но новая власть распорядилась по-другому. Монастырь был закрыт, а все постройки были взорваны. Церковная гордость – именные часы (фото) с монастырской колокольни были увезены в Псков и установлены на здании быв. Кадетского корпуса (ныне здание администрации).

За долгие годы разорения территория пустыни заросла непроходимым лесом. На территории бывшей Никандровой пустыни сохранились частично аллеи, деревья, остатки ограды (фото), руины и фундаменты, святые колодцы (фото), монастырское кладбище (фото).

 

Литература: Евгений (Болховитинов), митрополит. Описание Благовещенской Никандровой пустыни. Дерпт, 1821; Константинов О. Никандрова пустынь: навечно оскверненная святыня. // Новости Пскова. 4 сентября 1998; Константинов О. Открытие «Никандровского кольца» // Новости Пскова. 29 октября 1998; Константинов О. Тайны Никандровой пустыни. // Новости Пскова. 13 августа 1999г.;  “Памятная книжка Пскова за 1861 год”; Иеромонах Иосиф “Описание Свято Благовещенской Никандровой пустыни”. 1858 год.; Амвросий (Орнатский).  Москва,  1813 год. “История Российской Иерархии” часть 5;  “Военно-статистическое обозрение” т 3,ч 2 за 1851 год;  Фото: О.Константинов.

 

 

 

 

 

организация морских перевозок грузов
Сайт создан в системе uCoz