НИКАНДРОВ КЛЮЧ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Завтра с утречка и отправимся. Дорога предстоит не сказать, что долгая, но непредсказуемая, потому что по болоту. Километров пятнадцать на тракторе в самую болотную глушь, потом километров семь пешком с кочки на кочку, и так до самого источника. Хозяйка дома, к которой определили меня на постой, Надежда Разумова успевает только отвечать на "здрасьте": приходит то один поздний гость, то второй - это завтрашние паломники кучкуются поближе к неширокому большаку, что, хорошо просматриваясь из окон, ныряет в лес. Пришли из ближайшего села Сосновый Бор Светлана и Олег Кравченко, приехала из Пскова Валентина Константиновна Улитина, из ближайшего курортного поселка Хилово пришла Надежда Белявская с семилетним сыном Мишей. Дом большой и просторный, всех накормила ужином, всех устроила на ночлег хозяйка. И вот сидим мы с ней рядышком за чайком и тихонечко говорим о том, о сем. Конечно, в первую очередь о завтрашнем паломничестве к святому источнику преподобного Никандра.
- Что знаете вы о преподобном Никандре, Надежда?
- Жил в XVI веке. Больше тридцати лет был отшельником. Скрывался от людских глаз. А умер - над его могилой воздвигли церковь, Благовещенскую, потом монастырь. Большой, богатый был монастырь, да разрушили... Говорят, даже камень, из которого были сооружены монастырские кельи, даже кирпич от разрушенных храмов вывезли предприимчивые строители новой безбожной жизни. Это по болоту-то, по непролазной грязи... 
Родина преподобного Никандра Псковского, святого подвижника Порховского края, - в сорока верстах от Пскова, в деревне Витеблье. Вчера я была там. Местный батюшка отец Андроник показал могилку родителей преподобного. На могилке веселые цветочки, она ухоженная, аккуратная, а ведь ей 500 лет! Да и храм здесь древний, намоленный, и чудес много. Отец Андроник позвал меня к трехсотлетнему дубу: "Ты кору-то отщипни и - в сумку. Пригодится. Зуб прихватит, ты пожуй кору. Сама увидишь... Не стесняйся, все берут, вон как пообщипали". Отщипнула и я. И - в сумку, по батюшкиному благословению.
Чудная земля. И святые на ней рождаются, и могучие дубы-"стоматологи" растут. И Никандр рос родителям на радость. Но уже с самого детства искал уединения и помышлял об иноческой жизни. Говорят, первые пятнадцать лет своего затворничества в глухом лесу святой Никандр не видел человеческого лица, не слышал голоса, пищу вкушал раз в неделю, да и что это была за пища? Сухари с водой и дикая горчица, или, по местному, "ужевник".
...Уже фыркает весело под окнами трактор. Тракторист Павел Григорьев успел накидать в тележку сена, ехать-то не близко, зябко, а в сено спрятался - и тепло. Молимся, просим преподобного Никандра благословить нас в дорогу. Осень уже отпраздновала по России свои роскошные балы. Пооблетала листва с деревьев, посерело небо, зарядили дожди. И сегодня обложные тучи солнышка не предвещают. Ехать - главное, не зевать. Потому что слегка зазеваешься, стегает по лицу мокрая ветка. Павел то и дело озабоченно оборачивается - ветка, осторожно, ветка... Все. Дальше пешком. 
Идем сначала бодро. Но постепенно хлюпающая под ногами вода заставляет выбирать поросшие мхом кочки, торчащие из воды коряги. Гуськом, друг за другом. Нас восемнадцать человек. Самой пожилой паломнице за семьдесят, самой юной - три года. Это Сашенька Разумова, дочка моей хозяйки "Куда мы сейчас отправляемся, Сашенька?" - спросила я ее утром. "В баёта!" - весело ответила девочка. Вот и идем по "баёту". И пришли к совершенному бездорожью. На плавающих в воде бревнах удержаться непросто, и многие уже зачерпнули в сапог холодной воды.
- Откуда столько воды? - недоумевает Светлана Кравченко. - Ведь недавно еще можно было пройти.
Ответ находит ее муж Олег:
- Бобры! Это бобры построили запруду. Летом лес горел, бобры ждали-ждали, когда человек примет меры против пожара, и не дождались. Решили сами себя выручить, возвести запруду. Вода поднялась, пожар затушился. А вот что по такому половодью паломники пойдут, бобры как-то не подумали.
А паломникам куда теперь деваться? Идем. "Вон до тех елочек, - успокаивает Светлана, - там посуше". И правда, под ногами уже ничего не плывет, вода спала, выбрались. Теперь веселее шаг. Впереди отец Александр из храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Жаборы. У него совершенно промок подол подрясника. Он то и дело подтыкает его под куртку, да что толку...
И вот он, первый источник. Сухой взгорочек с деревянным крестом и иконкой Казанской Божьей Матери над небольшим, но глубоким колодцем. Черпаю пригорошней ледяной водицы и не могу напиться, до чего вкусна. Потом умываюсь и протираю глаза. Светлана говорит, что вода лечит зрение, да и сама икона "Казанская" тоже исцеляет от глазных болезней. Поем тропарь "Казанской", прикладываемся к иконке и к кресту, набираем с собой воды и - дальше. Петляем по лесу, но уже посуху, одно удовольствие, когда не хлюпает под ногами. И - опять невысокий деревянный колодец с лампадкой перед иконой первоверховных апостолов Петра и Павла. Второй источник. 24 сентября 1581 года преподобный Никандр преставился ко Господу. А незадолго перед кончиной предсказывал, что через два с половиной года над его гробницей возведут церковь. Так и случилось. А обретение нетленных мощей святого пустынножителя произошло в 1683 году, как раз надень Петра и Павла. По его молитвам много чудес по сей день совершается. Было такое, он и от чумы город спас. К его источнику прийти, да окунуться, да помолиться - праздник! И вот он - праздник.
- Пришли! - весело кричит Сашенька и решительно расстегивает молнию своего красного комбинезона.
Небольшая полянка, чуть на взгорочке, в плотном окружении леса. Низкий деревянный сруб-колодец, широкий, доверху вода. Говорят, что вода в источнике богата серебром и если бросить в него медную монетку, то, пока опускается на четырехметровую глубину, она светлеет, серебрится. Но бросать монетки отец Александр не благословляет, это языческий обычай, а мы - православные. А потому славим преподобного Никандра и отходим немного в глубь леса, давая возможность половине паломников окунуться в ледяные воды Никандрова ключа.
Но вот и наш час настал. Подхожу к иконке святого, прошу благословения и касаюсь ногой обжигающей холодном воды. Плюс четыре градуса и зимой, и летом! Быстро, потому что зачем мучить себя долго, ныряю в источник с молитвой: "Преподобный отче наш Никандр, моли Бога о нас!" Выскакиваю. Земля в прелых листьях кажется теплой, стояла бы и стояла... Но окунуться в святой источник надо три раза и желательно с головой. Опять ныряю, опять несколько секунд согреваюсь на берегу и - последний раз. Следом одна за другой ныряют паломницы. Сердце стучит громко, спасительное тепло, даже жар пронизывает всю плоть. И уже на полдороге ловишь себя на мысли: очень хочется вернуться назад, и вновь бултыхнуться в Никандров колодец. Шаг легок, походка упруга. Оглядываюсь и вижу двух лихо марширующих старушек из Жабор, улыбаются, раскраснелись, счастливые
Сашенька, правда, уже восседает на плечах у бабушки Нины Ивановны. И не просто восседает, а звонко, на весь лес читает стишок про бычка, который идет и качается. 
На обратном пути наш трудяга-трактор заглох и "по самые уши" увяз в болотной жиже. Мы, как по команде, стали молиться хозяину этих лесов Никандру Порховскому. И - выкарабкался трактор и дальше, дальше по лесному бездорожью потащил тележку с сидящими в ней усталыми паломниками к домашнему теплу и заслуженному отдыху.
Много где побывала я за свою жизнь. А потому могу сравнивать и утверждаю: в святых местах особое, ни с чем не сравнимое ощущение. Здесь ликует душа и затихает от благодати, здесь понимаешь очень ясно, как дороги нашему русскому сердцу духовные, а не суетные земные ценности. Конечно, сейчас время для паломничества не очень удачное, заносит снегом все подступы к Никандрову ключу. А вот весной...
- Милости прошу, - говорит читательница "Русского дома" Светлана Кравченко. - Вот - ремонт дома закончим, и пусть приезжают паломники к нам. Переночуют, а с утра - на источник.
Так что было бы желание, а в сердце - вера! Дороги нынче путешествия, а порой остается после них чувство пустоты и раздражения. Но никогда не пережить этого чувства тем, кто отправляется к святому источнику укрепиться духовно и телесно. Это особое состояние, тихое, радостное и очень благодатное. Святой Никандр ждет православных паломников и благословляет окунуться в холодные воды своего глубокого колодца. А тем, кого особенно полюбит, может, и явится как есть, в подряснике, с бородой, и пройдет мимо или мелькнет легкой тенью среди деревьев. Радушный хозяин, готовый встречать, успокаивать, врачевать, дарить надеждой и чудесами.   Н.Е. Сухинина.
Февраль 2001 г, Порхов Псковской области, Никандровский лес.

Сайт создан в системе uCoz